Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными и направлены на то, чтобы урегулировать отношения, которые возникают при воплощении в жизнь программных положений дошкольного образования. Использовать ФГОС могут как детские сады, государственные и частные, так и родители, чьи дети находятся на семейном обучении. Стандарт ФГОС дошкольного образования предусматривает не только детские потребности в соответствии с возрастной спецификой, но и индивидуальные запросы, связанные с особенностями развития и ограничениями по состоянию здоровья.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает:
- Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека
- Социокультурное разнообразие детства
- Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей
- Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья
- Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка
ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Приказ ФГОС ДО https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
Аннотация к ФГОС ДО http://43.dou.spb.ru/images/aop1.pdf
Письмо Министерства образования и науки от 28.02.14 Коментарии к ФГОС ДО https://docs.cntd.ru/document/499090048
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Пояснительная записка
Образовательная программа МБДОУ «Сотниковский детский сад» являясь внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:
• Определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов учреждения;
• Способствует адекватности интегрированного подхода в содержании образования, взаимному вхождению различных видов деятельности в разных формах;
• Обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах, право на их выбор и право на гарантию качества получаемых услуг.
Образовательная программа разработана в соответствии
— Закона РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 21 декабря 2012г., вступившим в силу с 1 сентября 2013г
— Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 №26 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05. 2013 г.)
-Приказа Министерство Образования Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) от 14.11.2013г. за №30384.
— Устава МБДОУ «Сотниковский детский сад».
Образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям ФГОС:
• социально – коммуникативной
• познавательной
• речевой
• художественно – эстетической
• физической
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1.повышение социального статуса дошкольного образования;
2.обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3.обеспечения гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4.сохранения единства образовательного пространства Россииской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1.Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия;
2.Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей(в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3.Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4.Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и другими детьми, взрослыми и миром;
5.Объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6.Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8.Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастныи и индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9.Обеспечение психоло – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Переход на ФОП ДО — новая Федеральная
образовательная программа
дошкольного образования
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года №1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе — ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно — нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе с ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.
Педагогический коллектив МБДОУ «Сотниковский детский сад» на Педагогическом совете ознакомился с Федерально образовательной программой дошкольного образования, Дорожной картой ФОП ДО и необходимостью приведения в соответствие с ФОП ДО своей основной образовательной программы, рабочих программ не позднее 1 сентября 2023 года (п.4 ст.3 Федерального закона от 24.09.2022 №371-ФЗ). Для обеспечения методической поддержки педколлектива в МБДОУ «Сотниковский детский сад» создана рабочая группа по внедрению ООП в соответствии с ФОП ДО.
В соответсвии с этим МБДОУ «Сотниковский детский сад» с 01.09.2023 года переходит на непосредственное применение вышеуказанной Программы.